Отдел по внеучебной работе и информационному обеспечению воспитательного процесса

Отдел по внеучебной работе и информационному обеспечению воспитательного процесса

Мы находимся по адресу:г. Пенза, ул. Чкалова 68, ауд. 9-515 (9 учебный корпус)


В Пензенском государственном университете создана и успешно функционирует система воспитания студенческой молодежи. Отдел по воспитательной работе и информационному обеспечению воспитательного процесса, образованный 10 февраля 2003 года, выполняет координирующую, методическую и организационную роль в этой системе.

Возглавляет работу данного структурного подразделения с 2014 г.

 

Начальник отдела
Атянина Светлана Владимировна

а. 9-515

т. 36-84-72

e-mail: sveshechka@mail.ru

 

 

Документовед отдела

Грекова Екатерина Григорьевна

e-mail: katyryst@list.ru

 

Методист отдела

Паршина Екатерина Олеговна

e-mail: parshina.e.o@mail.ru

 

 

 

Главной целью воспитательной деятельности в университете является формирование, развитие и становление личности студента - будущего специалиста, сочетающего в себе высокую образованность, глубокие профессиональные знания, умения и навыки, активную гражданскую позицию, широкий кругозор, гуманизм, любовь и уважение к истории и традициям Родины, желание участвовать в сохранении и развитии лучших традиций отечественной культуры, национальных культур народов России.

 

Осуществляемое в системе образования воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределение и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно - нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития будущих специалистов.

Основным руководящим документом в области воспитательной работы в Пензенском государственном университете является концепция воспитательной работы, которая была принята на заседании ученого Совета университета (протокол № 16 от 02.09.2010 г.).

Основными принципами, в соответствии с которыми осуществляется концепция в области воспитательной работы с обучаемыми (студентами), являются:
  • гуманистическая направленность и целеустремленность воспитательного процесса;
  • организация воспитания в ходе образовательного процесса;
  • сочетание   высокой   требовательности   к  личности   с   уважением   ее достоинства и заботой о ней;
  • организация воспитания в учебном коллективе и через коллектив;
  • индивидуальный и дифференцированный подход к объекту воспитания;
  • согласованность и преемственность в воспитании;
  • комплексный и оптимальный подход;
  • опора на положительное воспитание.

Направлениями деятельности по достижению главной цели Концепции являются:

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

В процессе формирования конкурентоспособного и компетентного выпускника университета важнейшую роль играет профессионально-трудовое воспитание, сущность которого заключается в приобщении студентов к профессиональной деятельности и связанными с нею социальными функциями в соответствии со специальностью и уровнем квалификации.

 Профессионально-трудовое воспитание предполагает решать следующие задачи:
  • формирование трудовой мотивации, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
  • формирование социальной и коммуникативной компетенции студентов средствами всех учебных дисциплин;
  • формирование конкурентоспособного специалиста на рынке труда;
  • приобщение студентов к традициям и ценностям профессионального сообщества, нормам корпоративной этики;
  • формирование творческого подхода, к самосовершенствованию в избранной специальности;
  • создание условий для творческой и профессиональной самореализации и др. 

           

        В результате профессионального и трудового воспитания у студентов должны быть сформированы
        такие качества личности, как трудолюбие, экономическая рациональность, профессиональная этика,
        способность принимать ответственные решения, умение работать в коллективе; развиты творческие
        способности и другие качества, необходимые специалисту. 

ГРАЖДАНСКОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

К числу показателей формирования гражданственности, патриотического и национального самосознания следует отнести целенаправленное развитие у студентов социально ценных качеств личности: любви к Родине, к родной земле; высокой нравственности поведения в обществе и в семье; политической культуры и ответственности за будущее страны; доброты; коллективизма; упорства в достижении цели; готовности к сочувствию и сопереживанию; чувства собственного достоинства, справедливости.

Все это требует наличия таких специфических морально-психологических качеств, как гражданское мужество, смелость, честность, порядочность, а также убежденность и умение отстаивать свою точку зрения, желание жить, учиться и работать не только ради своих интересов, но и ради процветания Отечества, повышения его авторитета среди других стран мирового сообщества.

Гражданско-патриотическое воспитание студентов ПГУ предполагает решать следующие задачи:
  • готовить кадровых офицеров и офицеров запаса для вооруженных сил      Российской Федерации;
  • формировать у студентов гражданскую позицию и патриотическое сознание;
  • формировать современное научное мировоззрение;
  • формировать правосознание студентов, готовность каждого бороться за укрепление общественной дисциплины и правопорядка.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И КУЛЬТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Духовно-нравственное воспитание студентов является неотъемлемой частью всей воспитательной деятельности и пронизывает все ее направления. Задачи нравственного воспитания студентов таковы: формировать уважительное отношение к общественному долгу; воспитывать нравственную культуру и духовность, культуру общения; активизировать гражданскую позицию; создавать здоровый нравственно-психологический климат в коллективе; учить здоровому образу жизни. 

Первостепенная задача эстетического воспитания состоит в приобщении студентов, педагогов и сотрудников к культурным ценностям; в развитии эстетического вкуса; привлечении к активной культурной деятельности. Достигается это через развитую гуманитарную сферу:

  • библиотеки, кафедры социально-гуманитарного цикла, учебные кабинеты, выставки и т.д.;
  • проведение фестивалей «Первокурсник»;
  • создание студенческих творческих объединений молодых поэтов, художников, бардов, команд КВН;
  • привлечение студентов к участию в различных фестивалях и смотрах-конкурсах;
  • подключение студентов, педагогов и сотрудников к эстетическому оформлению учебных корпусов, кабинетов, аудиторий, общежитий, территории, к созданию эстетического внешнего облика университета.
 

Основой методологического плана нравственного воспитания студентов является борьба с пьянством, курением, наркотиками. Её следует начинать с проблем, от решения которых зависит сохранение жизни, поддержание социальной стабильности и устойчивое в культурном отношении развитие личности и общества.

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Спортивно-оздоровительное направление имеет важное значение для становления молодого специалиста. Здоровый образ жизни, личная ответственность за собственное здоровье формируется во многом системой физического воспитания в университете.



Данное направление подразумевает совокупность следующих мер:

  • усвоения студентами принципов и навыков здорового образа жизни, воспитания у них убежденности в необходимости регулярного занятия спортом и физической культурой;
  • развития физической культуры будущего специалиста, как важного фактора его гармоничного развития, высокой профессионально-трудовой активности, эффективной организации здорового образа жизни, высокопроизводительного труда и творческого долголетия;
  • сохранения и укрепления здоровья студентов, содействия правильному формированию и развитию;
  • популяризации спорта, совершенствования спортивного мастерства студентов-спортсменов;
  • формирования основ культуры здоровья, сознательного отношения к семейной жизни.

 

В результате реализации названных направлений воспитательной работы у студентов должны быть сформированы такие качества личности, как высокая нравственность, эстетический вкус, положительные моральные, коллективистские, волевые и физические качества.

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Формирование информационной культуры является одной из составляющих общей культуры личности, связанной с социальной природой человека, и является продуктом его разнообразных творческих способностей.

Она связана с функционированием информации в обществе, формированием информационных качеств личности, гармонизацией внутреннего мира личности в ходе освоения обмена социально-значимой информации, где приоритетными должны быть общечеловеческие духовные ценности. Особое внимание должно быть обращено на такие аспекты, как информационная этика, эстетика, информационная безопасность, включающая меры по защите человеческой психики.
Информационную культуру следует рассматривать как свободу личности, позволяющую, с одной стороны, адекватно реагировать на процесс интеграции общества в целях самореализации, а с другой стороны – влиять на процесс формирования информационной культуры, как гуманистической основы информатизации.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Целью экологического воспитания является обеспечение экологической культуры личности как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие.
Развитие экологической культуры позволяет в полной мере охватить всю систему взаимодействия человека с природой, окружающими его людьми на основе идеи гармонизации отношений человека с окружающим миром, что способствует становлению гражданской зрелости и ответственности по отношению к природе, человеку, обществу, самому себе.

 

Дата создания: 11.01.2012 13:36
Дата обновления: 03.10.2016 21:45